353682, Ейск, ул. Романа 275 Телефон: +7 (86132) 4-69-10 Электронная почта: shkola8kor@yandex.ru
Вредные привычки и зависимости
О компьютерах
Зависимость от компьютерных игр у детей
Современных детей, молодежь компьютерные игры и телевиденье привлекают куда больше, чем книги, театр и другие виды искусства. Почему так происходит? Задались этим вопросом социологи и психологи уже давно. Нужно сказать, что такие тенденции не случайны. Нейропсихология — наука о формировании мозговой организации психической деятельности, описывает, так называемый, популяционный синдром. Что это значит? А это значит, что некоторые нарушения психической деятельности у детей, которые в прошлом считались задержкой умственного развития, сейчас становятся
нормой, так называемым популяционным синдромом. Деградирует ли человечество таким образом или наоборот — это более высокий виток в развитии общества, ученые пока не могут ответить на этот вопрос. Обращает на себя внимание, что вошедшие в моду неформальные тусовки, компьютерные игры, общение в Интернете и прочее не случайны. То, как устроен мозг индивида, определяет его увлечения, наклонности, и, в то же время, эти увлечения и наклонности диктует нам общество, а значит, общество участвует в эволюционных процессах, определяя особенности строения нервной системы. Какие же особенности, в строении мозга имеют люди, подверженные увлечением наркотиками, алкоголем, азартными играми, в том числе, компьютерными? Как правило, здесь идет речь о синдроме функциональной несформированности лобных отделов — в основном левого полушария.
Что может быть причиной, так называемой, лобной несформированности?
Например, запаздывающие развитие в эмбриональном периоде, когда
ребенок неправильно поворачивается в утробе матери.
В чем проявляется лобная несформированность?
Обычно родители жалуются, что ребенок не может учиться, так как все время отвлекается, он ничего не хочет, его ничем не возможно заинтересовать. Делает уроки по 6 часов, а если родитель его контролирует, то уроки делаются за час. В классе делает половину того, что делает учитель. Не пишет слово «Ответ». Решает арифметическую задачу, не делая при этом проверку. Половина слов в тетради тоже могут быть не дописаны. По русскому языку: пропускает буквы и не дописывает слова. Глаза абсолютно отсутствующие. Тенденция к упрощению поставленной задачи. Ребенок импульсивен, совершенно не утомляется. Трудно обозначать свои эмоции: «все равно» — это может быть плохо, а может быть — нормально.
Почему таким детям важны компьютерные игры?
Компьютерная игра основана на эмоциях, непроизвольных, моторных реакциях, а не на произвольных, сознательных актах психической деятельности, то есть лоб здесь не нужен. Компьютерная игра не развивает произвольную психическую деятельность, то есть ребенок осваивает компьютер, вместо того, чтобы осваивать собственную психическую
деятельность, собственные интеллектуальные способности. Чем более эмоциональна компьютерная игра, тем больше она привлекает ребенка. Так, агрессивные компьютерные игры, различные «стрелялки» позволяют детям выразить негативные эмоции, но если ребенок слишком этим увлечен, то негативные эмоции не отреагируются, а наоборот копятся.
Признаки зависимости от компьютерной игры
Ребенок не делает уроки, сидит за игрой часами, не оторвать. Компьютерные игры предпочитает общению. Нет других увлечений кроме компьютерных игр. Общее время, проведенное за игрой, превышает время делания уроков, прогулки, другого увлечения.
Что делать?
Подход в решении таких проблем должен быть комплексным и не сводиться к простой борьбе с компьютером. Вот какие рекомендации дают нейропсихологии: достучаться до такого ребенка может только через эмоции, то есть воспитание, мотивации что-то делать с помощью «кнута и пряника». Когда есть игровая деятельность, эмоциональное напряжение, ребенок делает все хорошо и правильно. Нужно составлять ему программу действий и стараться, чтобы он ее запомнил. Любую деятельность можно выполнять в
игровой манере, при этом, давая ребенку небольшие вознаграждения — поощрения, это может быть плата из подручных средств, например — помыл посуду — получил жвачку, открытку и так далее. Нужно учить ребенка выполнять определенную последовательность действий, программу, начиная с простой, такой, как: заварить чай, отварить макароны, пожарить яичницы и заканчивая сложной: сварить борщ. Таким образом, вы задействуете естественные причинно-следственные связи обыденной жизни, которые отпечатываются в сознании. При этом действия проговаривать вместе с
ребенком. Лоб — это зеркало, если нет своего, то зеркало должно быть внешним.
Полезны для детей занятия спортом, драмкружок, так как расширяют у них телесные возможности, формируют связь лоб — подкорка (эмоции). Можно также советовать с ребенком, как лучше что-то сделать, почему. Когда он будет это объяснять, у него будет формироваться программа действий, устанавливаться причинно-следственные связи, например: я развел костер, потому что? Можно начинать разговор со слов: потому что?
Здесь описан только один из популяционных синдромов, существуют и другие. Если ваш ребенок не читает, а вместо этого чрезмерно увлечен компьютером и телевизором, то для вас это сигнал об искажении его развития, формирования психической деятельности. Вы можете последовать данным рекомендациям, а также обратиться за помощью к детскому психологу, и если тот рекомендует, то и к нейропсихологу. Лучше это делать
от 3 до 12 лет, пока идет активное формирование психический процессов. К 3 годам созревают затылочный и теменной отделы мозга, подкорковые структуры, а к 12 годам созревает лоб, мозолистое тело головного мозга.
Если же зависимость от компьютерных игр есть в подростковом и юношеском возрасте, то здесь нужно смотреть, если ли трудности в общении со сверстниками, какова семейная динамика отношений. Здесь уже поздно говорить о коррекции психической деятельности. В таких случаях работают индивидуально с юношей/ подростком, решая проблемы зависимости от компьютера, проблемы в общении с людьми, как подросток ощущает себя, свои границы, границы в общении с другими, а также решаются проблемы детско-родительских взаимодействий, проводится семейная терапия. То есть
работа психолога в таких случаях направлена на социальную адаптацию подростка, на улучшение семейных взаимодействий. Ведь в подростковом — юношеском возрасте, увлечение компьютерными играми часто является бегством в воображаемый идеальный мир, бегством от реальности, которая воспринимается как дискомфортная и враждебная. Что в свою очередь связано с неблагополучной обстановкой в семье, конфликтами, трудностями в общении со сверстниками, и как следствием, низкой успеваемостью в
школе — институте, невозможностью найти работу. Но если во время обратить на эти проблемы внимание, то они вполне решаемы.
Как быть? Если вы хотите, чтобы Ваш ребенок стал алкоголиком или наркоманом.
- Не общайтесь с ребенком, почаще говорите ему «отстань, мне некогда, я
занята…», чтобы он поскорее побежал на улицу. И пусть друзья его научат
пить, курить и воровать. - В воспитании применяйте крайности — обязательно наказывайте, даже если
Ваш ребенок ничего не натворил, для профилактики. Непременно
используйте ремень. Или опекайте его с самого рожденья. Плачьте, рыдайте,
если он невзначай упал, чтобы он никогда не научился падать и терпеть боль.
Обязательно лишите его друзей — не дай бог плохому научат. Испугайте
своего ребенка до смерти улицей и окружающей жизнью. - Постарайтесь, чтобы он не научился быть самостоятельным, решайте за
него все проблемы, на улицу выходите только вместе, всей семьей — без
Вашего контроля ни одного шага, даже если ему 25 лет - Почаще говорите, что он такой же плохой, как его отец. Обзывайте его
«неряхой», «неумехой» и «дураком». - Постоянно ссорьтесь и скандальте, чтобы Ваши дети это видели поскорее
бежали от Вас на улицу. - Обязательно приучите пораньше к спиртному, объясняя, как спиртное
хорошо снимает стресс и усталость, поэтому папа его и пьет, как пьют все
настоящие мужчины. Относитесь к спиртному с уважением и трепетом. Если
Ваша жена купила обновку, скажите «На эти деньги можно было 20 бутылок
водки купить!»
Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был здоровым и счастливым.
- Любите своего ребенка! Общайтесь с ним и постоянно показывайте
своими словами и жестами, что Вы его слышите, понимаете и
поддерживаете. Поддерживая Ваш разговор «говорите ему «Да», «Ага», «А
что потом?», «Как я тебя понимаю!», «Вот это да!». Учитесь видеть чувства
ребенка по выражению его лица и жестикуляции, даже когда он скрывает их. - Научите ребенка, выражать свои чувства, чтобы он не боялся их, ко гда
он станет большим и понимал чувства других людей. - Дайте Вашему ребенку реальную ответственность за какую-нибудь
домашнюю работу. Ребенок, который имеет постоянное поручение по дому,
ощущает себя важной частью семьи и испытывает чувство удовлетворения,
выполняя свои обязанности. - Одобряйте и хвалите ребенка, даже за небольшие успехи. Его упорство
и успехи сделать что-то самостоятельно важнее результатов. - Если Вы рассержены на Вашего ребенка, оценивайте его поступок, а не
его личность.
«Тебе не удается математика? Это не страшно, надо только немного
поработать и все получиться!» - Учите его говорить «нет». Объясните ребенку, что существуют
предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом. Многие
родители учат своих детей быть всегда вежливыми, почтительными и
покладистыми. Однако это не позволяет ребенку быть самим собой и
развивать свою индивидуальность. Такие дети нуждаются в родительском
разрешении, чтобы сказать «нет», когда на них оказывают давление.
Объясните Вашему ребенку, что в определенных ситуациях каждый имеет
право высказать свое собственное мнение. «В окружающей нас жизни есть и
хорошее и плохое. Иногда надо уметь сказать «нет». Например, когда тебя
заставляют делать то, что тебе не нравиться» Поделитесь своим опытом
решения подобных ситуаций.
О вреде курения для школьников.
Поднимая вопрос опасности курения в детском и подростковом возрасте, гораздо чаще внимание уделяют медицинским аспектам этой проблемы. При этом о вреде курения для школьников с точки зрения успехов в учебе и социализации говорится вскользь, то есть они подразумеваются, но не конкретизируются.
А ведь курение для детей школьного возраста — серьезный фактор, прямо и
косвенно создающий массу проблем, типичных именно для детского и
подросткового школьного возраста.
1-4 классы
Школьники младших классов еще не обладают в полной мере физиологическими способностями к обучению. Это возраст (6-10 лет) — время созревания некоторых отделов головного мозга и нервной системы, которые в дальнейшем будут собирать, накоплять, анализировать, систематизировать и в нужное время правильно использовать полученную информацию.
Вот почему дети раннего школьного возраста неусидчивы, не всегда правильно и в полном объеме понимают значимость выполнения домашнего задания, а в процессе учебы для них важен соревновательный и развлекательный элементы.
Никотин, влияя на нервную систему, излишне активизируя ее, а также нарушая деятельность гормональной сферы, вызывает у детей состояние постоянного нервно-психического возбуждения, совершенно не сочетающееся с требованиями школьной дисциплины.
В этом случае о вреде курения для школьников свидетельствуют проблемы с
поведением школьников, которые не поддаются корректировке даже после
периода адаптации к условиям детского образовательного учреждения.
Средняя школа
Отставание в учебе, проблемы с концентрацией внимания, запоминаемостью, воспроизведением информации в младших классах усугубляются в средней школе. База практически отсутствует или эти базовые знания начальной школы деформированы.
Обучение в средней школе не представляет возможным корректировку нарушений, имеющихся у детей, постоянно подвергающихся воздействию табачного дыма – на это попросту не хватает времени ни в школе у педагогов, ни дома у родителей.
Дети отстают в учебе, но при этом не имеют показаний для обучения в специализированной школе, а программа массовой школы им явно не по плечу. И здесь прослеживается вред курения для школьников — хронически суженные сосуды головного мозга не доставляют к его отделам достаточного количества питательных веществ, вызывая нейролептический синдром, характеризующийся постоянной сонливостью, астенизацией, трудностями в учебе.
Выпускные классы
Старший школьный возраст сам по себе сложен как период взросления, становления личности. О том, как трудно проходит этот период знают все. Еще сложнее протекает он у подростков и юношей, страдающих наркотической зависимостью, в том числе никотиновой.
Личность человека не может гармонично развиваться, если доминирует мысль о том, где достать сигареты, как избежать наказания от педагогов, как «отделаться» от нравоучений родителей. Это один из аспектов негативного влияния любого патологического пристрастия.
В период пубертата, резкого скачка в физическом развитии, во время полового созревания организм затрачивает колоссальное количество энергии на поддержание этих процессов. У курильщиков же часть энергии вынуждено тратится на борьбу с хронической интоксикацией и на восстановление организма от токсического влияния никотина.
Вред курения для школьников в этом случае тотальный: страдают и физические и психические функции. Естественно, что такое неблагополучие в старшем школьном возрасте сказывается на дальнейшей жизни.
Под угрозой в первую очередь органы дыхания, сосудистая система,
состояние кожи, умственные способности, физическая выносливость, либидо
и сексуальная жизнь, деторождение.
Вы узнали, что ваш ребенок курит…
Начинать антитабачную (и антиалкогольную) пропаганду необходимо, когда ребенок
еще бегает в коротких штанишках. Используя любую жизненную ситуацию, из которой
наглядно видно, что курение и алкоголь приносит организму вред, любую историю,
увиденную по TV, – своими репликами показывать отношение к этим явлениям. Все
услышанное накапливается у ребенка в голове.
Надо загодя создавать ребенку окружение, то есть с умом выбирать школу, класс,
кружок или спортивную секцию – детский коллектив, где наш ребенок будет находить
друзей. А потом надо работать с этим окружением: знакомиться с друзьями, приглашать
их в дом, разговаривать с ними, с кем-то ненавязчиво дружбу поощрять, кого-то
ненавязчиво отсекать. В 11–12 лет мнение сверстников более значимо для ребенка, чем
мнение родителей. Подросток очень остро хочет быть «как все», то есть как все его
друзья.
Но так уж случилось, что ребенок закурил: мы не успели поработать на
предупреждение. Что делать теперь? Найти правильную форму для выражения своего
отношения к этому событию! Подростки обычно бывают против не сути наших
требований. Их возмущает форма предъявления этих требований. Попробуйте
поговорить с ним, как со взрослым, то есть дайте ему возможность самому принять
решение. Подростки сейчас так жаждут все решать сами. Можно сказать: «Кури, но
знай, что тебя ждет…» И дальше излагаем то, что произведет на наше чадо наибольшее
впечатление: и про кислородное голодание развивающегося мозга и про
несовместимость курения и спорта… Девочкам – про маловесных, слабеньких детей,
которые рождаются у курящих мам. В общем, кури, но знай свою судьбу. И, как это ни
покажется странным, подросток, которому позволили самому принять решение, делает
правильный выбор.
Проблема курения школьников.
Вред курения – неоспоримый факт. В первую очередь, необходимо понимать, что курение – вовсе не безобидная забава, которую можно прекратить в любой момент, не прилагая усилий. Курение – это зависимость, опасность которой усугубляется тем, что многие не воспринимают угрозу серьезно. Такое отношение к этой пагубной привычке вызывает растущее беспокойство у медиков и ученых. Не все понимают, что никотин – это яд, причем из ядов растительного происхождения он один из опаснейших. Курильщики не погибают от никотина потому, что он вводится в организм небольшими дозами с промежутками. Но даже не смертельные дозы опасны, так как никотин постепенно накапливается в организме, приводя к необратимым последствиям и вызывая пристрастие к поглощению все новых
доз. Вызвано это пристрастие тем, что никотин постепенно включается в процессы обмена организма и его присутствие становится необходимым.
Но никотин не единственный опасный «ингредиент» сигарет. В них содержатся также смолы, которые оседают на легких. Вследствие этого возникают проблемы с газообменом, в организм поступает меньше кислорода, что особо губительно для растущего организма. Курящий человек наиболее подвержен респираторным заболеваниям, то есть даже легкий насморк может перерасти в пневмонию. Со временем нехватка кислорода перерастает в хронический бронхит или даже астму.
Смолы провоцируют одышку, а, значит, подростку будет тяжело заниматься физическими упражнениями. Это приведет к ослаблению мышц, недостаточной подвижности суставов, негибкости всего тела. Из-за малой подвижности курящие подростки подвержены ожирению и гиподинамии, что негативно сказывается на работе сердца. Из-за повышения частоты сердечных сокращений оно быстрее изнашивается, сокращая жизнь на несколько лет.
Что же служит толчком к началу курения среди подростков? Когда мы говорим о вреде курения для школьников, в первую очередь, нужно понять, почему подростки начинают курить. Чаще всего это происходит потому, что дети всегда стремятся подражать – родителям, сверстникам, кумирам. Таким образом, пропаганда здорового образа жизни в школах не может быть эффективной без пропаганды его в СМИ и в обществе в целом. Если полюбившийся ребенку герой с экрана выкуривает одну сигарету за другой, то его авторитет может стать преобладающим над поучениями учителей и врачей.
Подростки подражают друг другу. Поэтому не стоит удивляться, что, если в классе появился один курящий ученик, в скором времени дымить будет половина учащихся. Учителя и родители должны уметь расставлять приоритеты подражания – больше хвалить успевающих учеников, ставить в пример их интеллектуальные и спортивные достижения. Если подросток усвоит, что учиться на пятерки и бегать быстрее остальных – это хорошо, он не станет подражать двоечнику-курильщику.
Часто проходят классные часы и семинары о вреде курения для школьников. Но на них затрагивается обычно тема активного курения. Не стоит забывать и о том, что пассивное курение не менее пагубно для организма. Самую большую опасность для детского физического и психологического здоровья представляют курящие родители. Начнем с того, что школьники, проводящие много времени в накуренных помещениях, также как и курящие, часто и выражено страдают заболеваниями дыхательной системы. Повышается
частота бронхитов, риск пневмонии, и со временем развиваются серьезные хронические болезни.
Стоит помнить, что табачный дым обладает свойством задерживать солнечные лучи. Отсутствие достаточного количества света влияет на обмен веществ. Ухудшается усвояемость сахара, разрушается витамин C. Это сказывается на иммунитете ребенка, его умственном развитии. Также, как и курящих подростков, у детей, проживающих с заядлыми курильщиками, снижаются способности к физической деятельности.
Кроме острых респираторных заболеваний, растет число аллергических. Сухие частицы табачного дыма и никотин способствуют развитию аллергических заболеваний. Также нельзя забывать и о том, что постоянное вдыхание никотина развивает у детей привыкание. Это приводит к тому, что у них возникает потребность в никотине и они предрасположены к курению.
О вреде курения для школьников в физическом плане сказано многое, но не стоит забывать и о том, что оно влияет и на умственное развитие подростков. Курение «старит» мозг, способствует ослаблению памяти. Ребенок просто не в силах усваивать школьную программу, так как, готовясь к уроку, он забывает, что обсуждалось на предыдущем. Из-за ухудшения физического состояния он пропускает занятия, а наверстывать материал ему просто не под силу. В итоге может оказаться так, что школьник со временем будет не в состоянии выбрать будущую профессию по душе, так как ему будет не хватать необходимых знаний, а интенсивные занятия с репетитором не смогут в достаточной мере восполнить пробелы.
Школьные годы – период формирования привычек, которые остаются с человеком на всю жизнь. Это полезные привычки – соблюдение режима дня, умение выполнять порученные задания, навыки работы в коллективе. Но также остаются и пагубные привычки. Подросткам, начавшим курить еще в школе, с возрастом будет все труднее избавиться от этой зависимости.
Девушки-школьницы, начавшие курить, могут навсегда забыть о карьере певицы или актрисы, так как курение влияет на голосовые связки. Постепенно голос будет становиться сиплым, грубым. Курение пагубно влияет и на кожу. Она становится вялой, дряблой, желтеет. Проявляются кровеносные сосуды и возникает риск возникновения раннего варикоза.
Проблема курения школьников – проблема общества в целом. Родителям
подростков необходимо формировать негативное отношение к сигаретам на
собственном примере. Курящий член семьи никогда не сможет эффективно
убедить ребенка во вреде сигарет. Учителя в школах и врачи в поликлиниках
должны проводить семинары и классные часы, на которых доступным
языком будет объясняться вред курения и польза здорового образа жизни в
целом. И конечно, важна забота государства — необходимо оградить
школьников от пассивного курения дома и на улице
О вреде курения для школьников и подростков.
Всякий курящий должен знать и понимать, что он отравляет не только себя,
но и других. (Н. Семашко) Особенный вред курения для детей и подростков обусловлен физиологией еще незрелого организма. Человек растет и развивается довольно долго, иногда до 23 лет. Чтобы организм нормально сформировался, все эти годы к его клеткам
должно поступать нужное количество кислорода и питательных веществ. Но ни в коем случае не токсинов — в том числе и из табачного дыма.
Как помочь
Итак, то, чего вы так опасались, случилось. Ваш ребенок признался, что он
курит. И это не единственная сигарета за углом школы, а уже
сформировавшаяся привычка. Как помочь подростку бросить курить?
«И не потому, что какие-то злые дяди и тети хотят испортить подростку
счастливую жизнь и лишить его атрибута взросления, запрещая курить, —
комментирует доктор медицинских наук, заместитель директора НИИ
пульмонологии ФМБА России Галина Сахарова. — Сами подростки должны
понимать ответственность перед собой и дать собственному организму
вырасти».
Причины курения подростков
Каковы же причины курения подростков?
Для курения подростков причин множество вот некоторые из них:
Подражание другим школьникам, студентам;
Чувство новизны, интереса;
Желание казаться взрослыми, самостоятельными;
У девушек приобщение к курению часто связано с кокетством, стремлением
к оригинальности, желанием нравиться юношам.
Однако путем кратковременного и нерегулярного вначале курения, возникает
незаметно самая настоящая привычка к табаку, к никотину.
Никотин – являющийся нейротропным ядом становится привычным и без него в силу установившихся рефлексов становится трудно обходиться. Многие болезненные изменения возникают не сразу, а при определённом «стаже» курения (рак легких и других органов, инфаркт миокарда, гангрена ног и др.)
Школьники в силу того, что мало заботятся о своем здоровье, не могут в силу незрелости оценить всю тяжесть последствий от курения. Для школьника срок в 10 – 15 лет (когда появятся симптомы заболеваний) кажется чем-то очень далеким, и он живет сегодняшним днем, будучи уверенным, что бросит курить в любой момент. Однако бросить курить не так легко, об этом можете спросить любого курильщика.
Анкетирование курящих девочек-подростков.
На вопрос почему Вы курите? Ответы распределились следующим образом:
60% девочек курильщиц ответили, что это модно и красиво.
20% девочек курильщиц ответили, что таким образом хотят нравиться
мальчикам
15% девочек курильщиц ответили, что таким образом хотят привлечь к себе
внимание
5% девочек курильщиц ответили, что так лучше смотрятся
Вред курения для подростков
При курении у подростка очень сильно страдает память. Эксперименты показали, что курение снижает скорость заучивания и объём памяти. Также замедляется реакция в движении, снижается мышечная сила, под влиянием никотина ухудшается острота зрения.
Установлено, что смертность людей, начавших курить в подростковом возрасте (до 20 лет), значительно выше, чем среди тех, кто впервые закурил после 25 лет.
Частое и систематическое курение у подростков истощает нервные клетки, вызывая преждевременное утомление и снижение активирующей способности мозга при решении задач логико-информационного типа.
При курении у подростка происходит патология зрительной коры. У курящего подростка краски могут полинять, поблекнуть из-за изменения зрительного цветоощущения, может снизиться в целом многообразие восприятия. Первоначально наблюдается быстрая утомляемость при чтении. Затем начинается мелькание и двоение в глазах, и, наконец, снижение остроты зрения, поскольку возникшие от табачного дыма слезоточивость,
покраснение и отёчность век приводят к хроническому воспалению зрительного нерва. Никотин вызывает изменения в сетчатке глаза, в результате – снижение чувствительности к свету. Так же, как у детей, родившихся от курящих матерей, у юных курящих подростков исчезает восприимчивость сначала к зелёному, затем к красному и, наконец, к синему
цвету.
В последнее время у окулистов появилось новое название слепоты – табачная амблиопатия, которая возникает как проявление подострой интоксикации при злоупотреблении курением. Особенно чувствительны к загрязнению продуктами табачного дыма слизистые оболочки глаз у детей и подростков. Никотин повышает внутриглазное давление. Прекращение курения в подростковом возрасте является одним из факторов предотвращения такого грозного заболевания, как глаукома. Состояние клеток слуховой коры после курения в подростковом возрасте совершенно чётко и бесспорно свидетельствует о мощном подавлении и угнетении их функций. Это отражается на слуховом восприятии и воссоздании слухового образа в ответ на звуковое раздражение внешней среды.
Курение подростков активизирует у многих деятельность щитовидной железы, в результате чего у курящих подростков учащается пульс, повышается температура, возникает жажда, раздражительность, нарушается сон. Из-за раннего приобщения к курению возникают поражения кожи – угри, себорея, что объясняется нарушениями деятельности не только щитовидной, но и других желёз эндокринной системы.
О том, что курение ведёт к преждевременному изнашиванию сердечной мышцы, известно всем. Возбуждая сосудодвигательный центр и влияя на периферический сосудодвигательный аппарат, никотин повышает тонус и вызывает спазм сосудов. Это увеличивает нагрузку на сердце, так как протолкнуть кровь по суженным сосудам гораздо труднее. Приспосабливаясь к повышенной нагрузке, сердце растёт за счёт увеличения объёма мышечных волокон. В дальнейшем деятельность сердца обременяется ещё тем, что сосуды у курящих подростков теряют эластичность намного интенсивнее, чем у некурящих.
Известно, что с увеличением числа курящих подростков помолодел и рак лёгких. Один из ранних признаков этой болезни – сухой кашель. Заболевание может проявляться незначительными болями в лёгких, тогда как основные симптомы – это быстрая утомляемость, нарастающая слабость, снижение работоспособности.
Курение нарушает нормальный режим труда и отдыха, особенно у курящих подростков, не только из-за действия никотина на центральную нервную систему, но и в силу желания закурить, появляющегося во время занятий. В
этом случае внимание ученика полностью переключается на мысль о табаке. Курение снижает эффективность восприятия и заучивания учебного материала, уменьшает точность вычислительных операций, снижает объём памяти. Курящие подростки не отдыхают на перемене, как все другие, так как сразу после урока устремляются в туалет и в облаках табачного дыма и разного рода вредных испарений удовлетворяют свою потребность в никотине. Совокупное действие ядовитых компонентов поглощаемого
табачного дыма вызывает головную боль, раздражительность, снижение работоспособности. В результате ученик приходит на следующий урок внерабочем состоянии.
Установлено, что слишком раннее курение задерживает рост. При проверке оказалось, что не только рост, Но и объём груди у курящих подростков гораздо меньше, чем у некурящих сверстников.
Никотин снижает физическую силу, выносливость, ухудшает координацию и скорость движений. Поэтому спорт и курение несовместимы. Такова цена курения для молодёжи. К сожалению, в силу возрастных особенностей подростки не осознают до конца степень пагубных последствий курения табака.
Тяжелое дыхание
Например, формирование легких у ребенка анатомически завершается только к 12 годам. А физиологически и того позже — к 18, а у некоторых до 21 года. Да и все остальные органы начинают работать во «взрослом» режиме только после достижения человеком совершеннолетия.
При курении в кровь ребенка поступает большое количество угарного газа, который вступает в контакт с гемоглобином. Основная задача гемоглобина заключается в транспортировке кислорода к клеткам тканей. Угарный газ проще присоединяется к гемоглобину, замещая кислород. При достаточной концентрации способен привести к смерти из-за кислородного голодания организма. Из-за чего у всех органов и тканей наступает «удушье» — недостаток кислорода. На этапе роста организма это становится большой опасностью.
Очень тяжело курение сказывается на сердечно-сосудистой и дыхательной системах подростка. Если ребенок закурил в младших классах школы, то уже к 12–13 годам у него могут появиться одышка и нарушение сердечного ритма. Даже при стаже курения в полтора года, по наблюдениям ученых, у подростков нарушаются механизмы регуляции дыхания. Именно у малолетних курильщиков врачи отмечают постоянное ухудшение
самочувствия: кашель, одышку, слабость. Не редки среди таких детей частые простуды и ОРЗ, расстройства работы желудочно-кишечного тракта. Среди курящих часто встречаются подростки с периодически обостряющимся хроническим бронхитом.
Опять двойка
Не менее сильно никотин и другие токсичные вещества табачного дыма сказываются на мозге ребенка. Чем младше курящие подростки, тем сильнее под действием никотина нарушается кровоснабжение мозга и, как следствие, его функции. Специалисты выяснили, что у курящих школьников ухудшаются внимание, объем кратковременной памяти, способности к логике и координация движений. Курящие подростки чаще переутомляются, хуже переносят обычные нагрузки в школе. Кстати, наибольшее количество двоечников ученые обнаруживали именно среди юных курильщиков.
Раннее увлечение табаком может привести к тому, что человеку будет очень трудно отказаться от своей вредной привычки, став взрослым. «Никотиновая зависимость у ребенка формируется очень быстро. Ведь нервная система в таком возрасте еще очень незрелая, и воздействие на нее любого психоактивного вещества, к которым относится и табак, будет вызывать более сильный эффект, чем у взрослого организма».
Подумать о будущем?
Под действием продуктов сгорания табака у подростка нарушается еще не успевший толком сформироваться гормональный статус. Никотин влияет практически на все железы внутренней секреции, в том числе и на половые железы у мальчиков и девочек. А это грозит недоразвитием всего организма, появлением лишнего веса и нарушением репродуктивных возможностей человека в будущем. Например, у курящих школьниц вероятность болезненных менструаций увеличивается примерно в полтора раза по сравнению с девочками, не прикасавшихся к табаку. Если первая затяжка сделана еще в детском возрасте, к тридцати годам человек может стать практически инвалидом: с хронической обструктивной болезнью легких, больным сердцем и избыточным весом. О вреде курения для школьников и подростков говорит и то, что состояние его здоровья в
таком случае будет намного хуже, чем в 50 лет у того, кто закурил гораздо позже совершеннолетия.
Что вдыхаешь с дымом
Сигаретный дым содержит более 4000 различных химических соединений, большинство из которых в разной степени ядовиты. Многие из них не только разрушают клетки организма, но и запускают в них онкологический процесс. То есть, являются канцерогенами, по сравнению с которыми никотин, капля которого действительно способна убить лошадь – не слишком опасное вещество.
Перечислим наиболее известные компоненты табачного дыма в алфавитном
порядке.
Акролеин – это компонент слезоточивого газа, который применяется для разгона демонстраций. Относится к первому классу химической опасности – то есть, крайне токсичное вещество.
Аммиак входит в состав самых известных средств для чистки сантехники. Он же – один из провокаторов развития астмы.
Ацетальдегид – это то, во что превращается алкоголь в организме, приводя к его отравлению. Раньше использовался для производства клеев и смол для деревообрабатывающей промышленности. Сейчас ацетальдегид постепенно прекращают использовать, так как выяснилось, что он — канцероген.
Ацетон – сильный растворитель. Хорошо известен многим женщинам в качестве компонента жидкости для снятия лака. Способен раздражать слизистые глаз и носоглотки. При длительном воздействии повреждает печень и почки.
Бензол – органический растворитель, способный вызвать несколько видов рака, включая лейкемию.
Бензпирен – еще один представитель веществ первого класса опасности. Сильный канцероген, который накапливается в организме и провоцирует в первую очередь развитие рака легких и кожи. Кроме того, он способен сделать человека бесплодным.
Кадмий – яд, способный накапливаться в организме. Поражает нервную систему, печень и почки. Хроническое отравление им приводит к анемии и разрушению костей.
Кротоновый альдегид – токсичное вещество, входящее в список особо опасных веществ. Нарушает работу иммунной системы и может вызвать изменения в ДНК.
Нафтиламинов целых два вида — альфа и бета. Первый – составляющая гербицидов, второй – просто сильный канцероген, вызывающий рак мочевого пузыря.
Никотин не оказывает канцерогенного эффекта. Но зато он вызывает скорое
и сильное привыкание. Действует на нервную систему очень быстро – в течение 15 секунд после вдыхания попадает в головной мозг.
Используется также в качестве инсектицида, поскольку втрое токсичнее цианистого калия. Смертельная доза для человека – 35–70 мг. Отравление им приводит к угнетению работы нервной системы, а постоянное присутствие в организме беременной женщины – к нарушению развития плода.
Оксид четырехвалентного азота – очень токсичный газ, один из составляющих смога и причина кислотных дождей. Ученые винят это вещество в провоцировании развития нейроденегеративных заболеваний и астмы.
Пиридин применяется в производстве средств от насекомых. У человека раздражает слизистые оболочки, вызывает головную боль и тошноту.
Свинец используется в производстве аккумуляторных батарей, краски и металлических сплавов. Очень токсичное вещество, способное накапливаться в костях и вызывать их разрушение. Особенно опасен для детей.
Синильная кислота до сих пор применяется в США для казней. Так же ядовита, как и цианистый калий, который из нее и получают.
Смолы – это несколько химических веществ, вызывающих развитие раковых опухолей. Их, кстати, проще всего заметить. Если выпустить табачный дым изо рта через чистый носовой платок, на нем останется слабое темное пятно. Стоит учесть, что при этом 70 процентов смол осело в легких.
Стирол используется при производстве пластмасс. Приводит к головной боли и считается причиной лейкемии.
Угарный газ – яд, который способен связываться с гемоглобином крови и препятствовать доставке кислорода к клеткам тела. В смертельных дозах его можно получить при пожаре, неисправности отопительных приборов или из выхлопного газа автомобилей.
В сигаретных дозировках это вещество действует угнетающе на мышечную и сердечно-сосудистую систему, вызывает усталость, сонливость, слабость и головокружение. Особенно токсичен угарный газ для детей во время внутриутробного развития.
Фенол – токсичное вещество, вызывающее нарушение работы нервной и сердечно-сосудистой системы. Используется для производства фанеры и других строительных материалов.
Формальдегид – это токсичное и канцерогенное вещество. Его водный раствор используют для консервации трупов и анатомических препаратов, а также для дубления кожи. По совместительству – сильный канцероген. Хром применяется в качестве защитного слоя для металла и в некоторых сплавах. Сильный канцероген, вызывающий рак легких. Причем в группу риска отравления хромом попадают в первую очередь сварщики и курильщики.
Самое важное о сигаретном дыме
Перечисление всех токсинов и канцерогенов, которые попадают в организм курильщика с каждой затяжкой, заняло бы несколько страниц. Но для того, чтобы нанести непоправимый вред организму, достаточно совместного действия вышеперечисленных веществ.
Профилактика курения подростков
Профилактика курения подростков — тема достаточно актуальная, не только в школах среди подростков, но и во всем мире. Основы пропаганды здорового образа жизни должны закладываться с юношеского возраста, а именно в стенах школы.
Никотин в форме сигарет – наиболее распространённое (наряду с алкоголем) психоактивное вещество. За последние два десятилетия курение среди взрослых существенно сократилось в развитых странах, а в развивающихся – возросло. Ситуация в нашей стране неблагоприятная, такая же как и в развивающихся странах, число курильщиков не только растет, но активно и молодеет. В Европе и США активно проводится профилактика курения: проводится антиреклама курения, реклама здорового образа жизни словом делается всё чтобы оздоровить нацию. И табачные компании вынуждены искать рынок сбыта! Россия как раз та страна, где профилактика курения не
только забыта, но наоборот идут активные рекламные компании курения. Самое страшное, что даже молодые девушки активно участвуют в подобной рекламе курения. Какая тут профилактика курения? Когда по всей стране толпы людей все больше и больше заняты не профилактикой курения, а наоборот навязыванием курения! Именно по этому количество курильщиков среди молодежи неуклонно растет.
По данным опроса среди школьников, курение – серьёзная проблема
подростков: подавляющее большинство школьников курили хотя бы один
раз в жизни, к старшим классам курит 50-70% мальчиков и 30-40% девочек.