Суицид. Игры со смертью

Подростковые суициды

Почему мы их теряем

Так бывает часто: взрослые отказываются понимать, что их ребенку требуется срочная психологическая или психиатрическая помощь. У родителей даже не возникает мысли обратиться к врачу, если у сына или дочери меняется поведение, они становятся неуправляемыми или замкнутыми, явно нервничают. В России по традиции не принято обращаться к психиатру: люди упорно считают, что от него можно выйти только с клеймом “придурок”. Что ж, тому есть исторические объяснения.
Но время сейчас другое… Впрочем, появилась и новая проблема: в стране теперь недостаточно психиатров, и не все они состоятельны как профессионалы. И если в крупных городах легко найти компетентных специалистов, то в провинции обратиться порой просто не к кому. Не существует государственной программы психиатрической поддержки населения – как во всех развитых странах. Вот почему мы теряем своих детей…

Как распознать намерения ребенка

Большинство маленьких суицидиентов подает окружающим предупреждающие знаки. Эти знаки – крик о помощи. Повнимательнее присмотритесь к своему ребенку и бейте тревогу, если он:
• говорит открыто: «Лучше умереть!»; «Я скоро умру!»; «Ненавижу свою
• жизнь!» – или косвенно: «Без меня жизнь хуже не будет»; «Хочу со всем
• покончить раз и навсегда»;
• замечен в частой смене настроения;
• раздает любимые вещи;
• методично приводит свои дела в порядок;
• становится агрессивен, бунтует, не желает никого слушать;
• живет на грани риска, совершенно не бережет себя;
• утрачивает самоуважение.

Если человек серьезно задумал совершить
самоубийство, то обычно об этом нетрудно
догадаться по ряду характерных признаков,
которые можно разделить на 3 группы:
словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки:
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

  1. Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.
  2. Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.
  3. Много шутить на тему самоубийства.
  4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

  1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
  2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
    – в еде — есть слишком мало или слишком много;
    – во сне — спать слишком мало или слишком много;
    – во внешнем виде — стать неряшливым;
    – в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
    – замкнуться от семьи и друзей;
    – быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
  3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:

  1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
  2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);
  3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.
  4. Предпринимал раньше попытки суицида.
  5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
  6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
  7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

Если замечена склонность школьника к самоубийству,
следующие советы помогут изменить ситуацию
  1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Давайте ответим с вами на некоторые вопросы,
которые помогут увидеть и отразить картину
взаимоотношений с вашим ребёнком.

• Рождение вашего ребёнка было желанным?
• Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с
• ним?
• Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете
• прожитый им день?
• Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр,
• посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
• Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации,
• планы?
• Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
• Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
• Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
• Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
• Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
• Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
• Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
• Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
• Вы первым идёте на примирение, разговор?
• Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка

Если на все вопросы вы ответили «ДА», значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство «НЕТ», то необходимо немедленно измениться,
повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!