Психологическое здоровье и безопасность детей

Как воспитывать в семье?

• Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
• Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
• Будьте терпеливы.
• Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.
• Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
• Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
• Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
• Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
• Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?»
• Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
• Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте …
• Поощряйте любопытство.
• Не скупитесь на похвалу.

Радуйтесь вашему ребенку!!!

Здоровье детей. 10 способов как помочь подростку справиться со стрессом

Наша жизнь ускоряется. И на ребенка в подростковом возрасте ложится огромная нагрузка. Для того, чтобы ваш ребенок мог справляться со стрессом, ему необходимо научиться самому распознавать когда и какие эмоции, чувства могут вызвать стресс и как с ним бороться.

Тревожность

Обратите внимание вашего ребенка на такой момент. Если его внимание постоянно занимает мысль, например: «Я беспокоюсь о…, меня беспокоит…»; если он постоянно делает непроизвольные движения, такие как покручивание волоса, кусание ногтей, переминание с ноги на ногу, — это признаки нервозности. Ребенок должен научиться следить за собой, распознавать признаки нервозности.

Обращение за помощью

Ребенок не должен справляться со всем в одиночку. Если у него слишком много обязанностей, он может попросить родителей, братьев и сестер, друзей помочь ему. Даже простой разговор по душам о том, как у него много проблем, уже даст некоторую эмоциональную поддержку.

Планирование

Научите ребенка планировать свой день. Если ему предстоит какая-либо нелегкая задача, лучше всего разделить ее на части и выполнять каждую часть за какой-то определенный промежуток времени. Такой подход поможет победить тревожность.

Выделение видов деятельности, с помощью которых можно отдохнуть

Научите вашего ребенка находить время на отдых. Помогите ему сделать список тех видов деятельности, с помощью которых можно отвлечься и отдохнуть. Это может быть встреча с друзьями, занятие спортом, музыкой и так далее.

Анализ поражений

Если ваш ребенок потерпел в чем-то неудачу, научите его извлекать из этого пользу. Вместо того, чтобы ругать себя: «Я плохо написал контрольную, потому что я глупый и ничего не умею делать и ничего у меня не получается,» — он должен реально смотреть на вещи: «Я плохо написал работу, значит, что-то не доучил». Это поможет ему в следующий раз избегать подобных неприятностей и верить в свои силы.

Полноценный сон и хорошее питание

Ваш ребенок должен знать, сон и нормальное питание необходимы для того, чтобы были силы со всем справляться.

Избавление от негативных эмоций

Как помочь ребенку избавиться от постоянных негативных мыслей и ощущений, которые не дают покоя. Можно посоветовать ему завести дневник, в котором он бы описывал свои чувства, тем самым материализуя их на бумагу, освобождаясь от них и понимая то, что за ними стояло.

Ставьте перед собой цели, но в пределах разумного

Научите вашего ребенка ставить реально достижимые цели и правильно оценивать свои силы и возможности.

Приоритеты

Когда день вашего ребенка представляет собой список дел и никакой свободной минуты, чтобы расслабиться и погонять мяч во дворе, научите его из всей массы выделять самое главное и начинать с него. Иногда все-таки стоит отложить назавтра то, что можно сделать сегодня.

Физические упражнения

Спорт укрепляет организм ребенка, делает его более энергичным, выносливым, устойчивым к стрессам. Вы должны приучить вашего ребенка к активным видам деятельности неважно будет ли это бег плавание или просто ходьба. Пусть он выберет сам на свое усмотрение.

Памятка по работе с родителями «Для вас родители: Что вы должны сделать, чтобы защитить ребенка?»

  1. Всегда знать, где ваш ребенок и с кем. С осторожностью относитесь к тому, чтобы ребенок ночевал вне дома.
  2. Пусть дети ходят парами или группами, когда это возможно. Дети должны всегда идти домой одним и тем же путем.
  3. Познакомьтесь со взрослыми, которые работают с вашим ребенком в школе и в свободное время.
  4. Не пускайте ребенка одного в общественный туалет.
  5. Прислушивайтесь к вашему ребенку. Простые слова типа: «Мне больше не нравится этот учитель музыки» или «Я не хочу, чтобы дедушка приезжал к нам в гости» могут нести в себе важное сообщение. Спросите ребенка: «Почему же?»
  6. Проверьте, понял ли ребенок то, чему вы его научили, играя с ним в игру типа «А что, если…?».
    — Обсудите с ребенком специфические ситуации и любую другую информацию по его личной безопасности, например, что он будет делать, если потеряется в магазине, пропустит автобус и т.д.
    — Пусть ребенок участвует в выборе правильного решения.
    — Концентрируйте внимание на ситуации, а не на человеке. Начните с «незнакомого человека», потом перейдите к «людям, которых ты вроде знаешь», например, лифтер, сантехник, сосед, а затем — к тем, кого ребенок любит.
    — Будьте конкретными: «Что бы ты сделал(а), если бы такой-то пригласил тебя покататься на машине, прогуляться по парку?»
    — Не имеет значения, кто. Реакция ребенка должна быть одинаковой. Если ребенок ответит неправильно, поработайте над этим. Помогите ребенку говорить о том, как он должен поступить.
    — Нельзя быть уверенным, что ребенок все понял как надо, если не говорить с ним о потенциально опасных ситуациях очень конкретно.
  7. Время от времени говорите о личной безопасности всей семьей. Напоминайте вашим детям, что они всегда должны рассказывать, если с ними что-нибудь случится. Если первый, кому они расскажут, не поверит им, они должны рассказать еще кому-нибудь, и еще, и еще — пока кто-нибудь не примет меры.
  8. Если ребенок скажет вам, что с ним такое произошло, не паникуйте. Если вы проявите гнев, ребенок может ощутить чувство вины и взять назад свои слова. Отвечайте ребенку спокойно, уверьте его в том, что он ничего плохого не сделал и что это не его вина. Поддержите ребенка, попытайтесь понять его чувства — испытывает ли ребенок гнев, страх, печаль или тревогу, — успокойте его, сказав, что вы защитите его.

Если ваш ребенок тревожный

Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью, впечатлительностью. Такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.

Рекомендации родителям при взаимодействии с тревожными детьми

• Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям.
• Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе («У тебя это получиться», «Ты это умеешь хорошо делать».)
• Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка («Посмотри, сегодня ты меньше старался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше»).
• Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления.
• Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Поэтому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстроить пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.
• Для преодоления неуверенности в себе и страха принятия самостоятельных решений необходимо давать таким детям жестко не регламентированные поручения, чаще предоставлять возможность творчества. Но ребенок должен при этом знать, что взрослые рядом и всегда придут на помощь.
• Детей следует учить находить выходы из создавшихся ситуаций.


Если у вашего ребенка нервный тик

Причины тиков

• Наследственная предрасположенность
• Неправильное воспитание (наличие внутрисемейногоконфликта; повышенная требовательность и контроль (гиперопека); повышенная принципиальность,
• бескомпромиссность родителей; формальное отношение к ребенку (гипоопека), дефицит общения)
• Острый стресс, провоцирующий появление тиков.

Следует заметить, что в некоторых случаях тики являются первым симптомом более тяжелого неврологического и психического заболевания, которое может развиться спустя некоторое время. Поэтому ребенок с тиками должен быть тщательно обследован неврологом и психологом.

Лечение тиков

• Для коррекции тиков рекомендуется в первую очередь исключить провоцирующие факторы. Безусловно, необходимо соблюдать режим сна и питания, адекватность
• физических нагрузок.
• Семейная психотерапия эффективна в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация.
• Психологическая коррекция.
• Медикаментозное лечение.

Прогноз для детей, у которых тики появились в возрасте 6-8 лет благоприятный (т.е. тики проходят бесследно). Раннее начало тиков (3-6 лет) характерно для длительного их течения, вплоть до подросткового периода, когда тики постепенно уменьшаются. Если тики появляются до 3 лет, они, как правило, являются симптомом какого-либо тяжелого заболевания (например, шизофрении, аутизма, опухоли мозга и т.д.). В этих случаях обязательно требуется тщательное обследование ребенка.


Если ваш ребенок заикается

Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуется индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим. Такой ребенок должен все время находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

• Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок (ребенок боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.д.)
• Не следует разрешать
• Часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это переутомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его
• возрасту и просмотренные перед сном.
• Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр передач и т.п.).
• Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить
• участия в любимой игре и т.п.
• Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
• Нужно быть одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными и хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
• Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, помогите ему произнести слово (фразу) или отвлеките его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинкой.
• Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного дыхания, чувства темпа, ритма, полезны дополнительные занятия по пению.


Если у вашего ребенка страхи

Правильное поведение

• Не стоит заниматься «закаливанием», т.е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате «чтобы привык». Вы еще больше напугаете ребенка. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии. Если вы все же хотите попробовать этот метод, поставьте себя на место малыша. Если вы, скажем, боитесь мышей, засуньте руку в аквариум или клетку с ними, с большим количеством. Пройдет ли у вас страх? К сожалению, не все родители понимают, сколь хрупка психика ребенка. Никогда не кричите на ребенка. Все, что угодно можно объяснить спокойно.
• Не относитесь к страхам детей, как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать ребенка за «трусость». Ведь страх – опасная эмоция человека.
• Важно дать понять ребенку, что вы его хорошо понимаете. Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы.
• Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять.
• Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей, понять, что именно беспокоит ребенка, и что явилось причиной страха. Малыш должен научиться сам
• справляться со своими страхами, но этого не произойдет без вашей, родительской помощи.
• Постарайтесь отвлекать ребенка. Если у ребенка началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь (например, посмотреть в окно). Больше разговаривайте с
• ребенком!
• Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.


Памятка по работе с родителями «Для вас родители: Что вы должны сделать, чтобы защитить ребенка?»

  1. Всегда знать, где ваш ребенок и с кем. С осторожностью относитесь к тому, чтобы ребенок ночевал вне дома.
  2. Пусть дети ходят парами или группами, когда это возможно. Дети должны всегда идти домой одним и тем же путем.
  3. Познакомьтесь со взрослыми, которые работают с вашим ребенком в школе и в свободное время.
  4. Не пускайте ребенка одного в общественный туалет.
  5. Прислушивайтесь к вашему ребенку. Простые слова типа: «Мне больше не нравится
    этот учитель музыки» или «Я не хочу, чтобы дедушка приезжал к нам в гости» могут нести в себе важное сообщение. Спросите ребенка: «Почему же?»
  6. Проверьте, понял ли ребенок то, чему вы его научили, играя с ним в игру типа «А что, если…?».
    — Обсудите с ребенком специфические ситуации и любую другую информацию по его личной безопасности, например, что он будет делать, если потеряется в магазине, пропустит автобус и т.д.
    — Пусть ребенок участвует в выборе правильного решения.
    — Концентрируйте внимание на ситуации, а не на человеке.
    — Начните с «незнакомого человека», потом перейдите к «людям, которых ты вроде
    знаешь», например, лифтер, сантехник, сосед, а затем — к тем, кого ребенок любит.
    — Будьте конкретными: «Что бы ты сделал(а), если бы такой-то пригласил тебя покататься на машине, прогуляться по парку?»
    — Не имеет значения, кто. Реакция ребенка должна быть одинаковой. Если ребенок ответит неправильно, поработайте над этим. Помогите ребенку говорить о том, как он должен поступить.
    — Нельзя быть уверенным, что ребенок все понял как надо, если не говорить с ним о
    потенциально опасных ситуациях очень конкретно.
  7. Время от времени говорите о личной безопасности всей семьей. Напоминайте вашим детям, что они всегда должны рассказывать, если с ними что-нибудь случится. Если первый, кому они расскажут, не поверит им, они должны рассказать еще кому-нибудь, и еще, и еще — пока кто-нибудь не примет меры.
  8. Если ребенок скажет вам, что с ним такое произошло, не паникуйте. Если вы проявите гнев, ребенок может ощутить чувство вины и взять назад свои слова. Отвечайте ребенку спокойно, уверьте его в том, что он ничего плохого не сделал и что это не его вина. Поддержите ребенка, попытайтесь понять его чувства — испытывает ли ребенок гнев, страх, печаль или тревогу, — успокойте его, сказав, что вы защитите его.

Родителям о наказаниях

  1. Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.
  2. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.
  3. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
  4. Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
  5. Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка.
  6. Задача дисциплинарной техники — изменить желания ребенка, а не только его поведение.
  7. Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.
  8. Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
  9. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства — любовь и ненависть, — как сразу возникнет конфликт.
  10. Частые наказания побуждают ребенка оставаться инфантильным.
  11. Наказание может заставить ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.
  12. Нельзя наказывать ребенка до 2,5-3 лет.

Чем заменить наказания?

  1. Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
  2. Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
  3. Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется.
  4. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь — подождите, пока поступок повторится.
  5. Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание

Духовно-физическое здоровье ребенка — основа будущего России»

Взять памятку, как основу взаимоотношений между родителями и детьми.

Памятка для родителей
  1. Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого.
  2. Как можно больше времени проводите вместе со своей семьей, обсуждайте прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.
  3. Не бойтесь попросить совета у вашего ребенка- это только сблизит вас.
  4. Старайтесь, чтобы друзья вашего ребенка обязательно бывали в вашем доме,- вы должны их хорошо знать.
  5. Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребенок ничего не будет от вас скрывать.
  6. Не заставляйте ребенка доверять свои тайны: «Мы все должны знать о тебе»- этим вы ничего не добьетесь.
  7. Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями , способными понять и сопереживать.
  8. Будьте примером для ребенка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.
  9. Помните, что ребенок- это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.
  10. Чаще бывайте в школе. Не забывайте слова известного педагога В. Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьносемейное».

Памятка для детей
  1. Любите, цените и берегите своих родителей,- их вам никто не заменит.
  2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям — это принесет им радость.
  3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.
  4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.
  5. Помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими»