Памятки родителям

Если вы с сыном остались одни?

• Не уклоняйтесь от разговора на эту тему. Выберите удобный момент , когда вы вдвоем, лучше на прогулке, и поговорите с ребенком откровенно.
• Дети понимают намного больше, чем мы думаем. Ни в коем случае не обвиняйте отца. Да, очень трудно удержаться, не сказать ребенку : «Твой папа плохой. Он нас бросил!» Помните, ребенок очень тяжело переживает разлуку. Ему нужна помощь.
• Если вы создадите, даже неосознанно, образ никчемного отца, то только усилите боль ребенка.
• Пройдет время, он тоже станет отцом. Если вы не научите своего сына любить, вероятность, что он повторит папины ошибки, слишком высока. Может быть, вам и проще порвать все отношения с мужем, но будьте мудрее, сохраните в душе вашего сына доброе отношение к отцу.
• «Теперь я буду жить только ради ребенка»,- говорят себе многие женщины. И зря. Не забывайте о себе. Думайте о своем здоровье. Встречайтесь с друзьями. Не замыкайтесь на беде. Только так вы сможете по-настоящему любить своего ребенка.

Если вы обиделись на своего ребенка?

• Обидчивость, ревность, зависть, жадность – жить с такими чувствами трудно, а признаться даже себе самому – не всегда получается. Н. Лесков в возрасте шестидесяти лет писал Л. Толстому :»Только сейчас я, кажется, начинаю избавляться от обидчивости…» Вот как все непросто в мире чувств – и нет в этом ничего стыдного.
• Человек наблюдательный, умеющий видеть и слышать, однажды заметит, что быть обидчивым глупо. Все равно никому ничего не объяснишь и не докажешь; только время потратишь зря.
• Хорошо бы обойтись без обидных слов. Дети запоминают их без особого труда, надолго, а случается, и на всю жизнь. Чтобы потом не оправдываться, не извиняться, лучше прямо сейчас взять и перестать их говорить.
• Виданное ли дело портить настроение себе и другим по пустякам накануне весны! Подумайте сами : если б не вредная эта привычка, мы давно бы радовались солнечным дням и ослепительно синему небу над головой.

Если ребенок спрашивает, чем ему заняться?

• Дома дети часто жалуются, что им нечего делать. Одна из причин такой беспомощности, как ни странно, школа. Большую часть своего времени ребенок живет по расписанию. Почти весь его день жестко организован взрослыми. Привычка к организованному времени часто превращается в зависимость.
• Конечно, проблему можно решить, если организовать и то свободное время, что еще осталось. Заполнить его уроками музыки, плавания, распланировать все от и до. Но как тогда он узнает, что такое свободное время и что, собственно, с ним делать, когда оно появляется?
• Если уж мы берем на себя труд придумывать, чем бы таким ему заняться, то лучше придумывать то, что по крайней мере потребует от него хоть какой-то инициативы и самостоятельности. Не стоит заполнять свободное время ребенка занятиями, которые жестко регламентированы. Например, идея поставить домашний спектакль и заснять его на пленку, чтобы потом показывать знакомым, хлопотна, но она потребует от создателя инициативы и выдумки. А вот еще один урок в спортшколе, это опять жестко организованный досуг. Почувствуем разницу.

Если ребенок медленно делает уроки?

• Не все то плохо, что медленно ; куда как хуже, если мы, теряя терпение, серьезное дело превращаем в балаган. Дети нерасторопны не из вредности, как нам кажется, а по причинам, гораздо более веским (психофизическим, сказали бы психологи). А еще потому, что им мешают игрушки на полках, рыбки в аквариуме, кошка под столом, снег за окном. С самого первого дня первого класса, сажая их делать уроки, уберите со стола все лишнее. Создайте спокойную, серьезную атмосферу.
• И в третьем, и в пятом, и в девятом лучше помочь, чем не помогать : иначе они могут навсегда остаться копушами и никогда не поймут, что любое дело можно сделать быстро, хорошо, до конца.
• Подумайте, чем ему помочь не на словах, а на деле. Заинтересуйте, скажите, что ждете его, чтобы вместе посмотреть фильм, поиграть в «балду» или «морской бой», почитать, погулять. Вот увидите, он все сделает как никогда быстро ради удовольствия провести с вами вечер.

Если вам не хватает времени на общение?

• Даже тем, кто проводит с ребенком 24 часа в сутки, времени не хватает. Но ведь можно, признав эту печальную истину, успокоиться и ею же оправдать свою нерасторопность и лень.
• «Вечера, пожалуйста, не теряйте, — пишет Л.Н.Толстой в письме В.В.Арсеньевой. – Возьмите на себя. Не столько для того, что вам полезны будут вечерние занятия, сколько для того, чтобы приучить себя преодолевать дурные наклонности и лень». И еще раз повторяет : «…вечера пропадают, принуждайте себя». И у нас пропадают. Вспомните, на что они обычно уходят?
• Не переходите на систему взаимовыгодных сделок с ребенком : ты мне – порядок в комнате, я тебе – сказку на ночь почитаю, чтобы не иссякли темы для разговора.
• А еще попробуйте выключить телевизор. Правда , совет этот не нов. О его верности вы и сами знаете без подсказок.

Памятка родителю от ребенка

  • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю все.
  • Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это помогает мне определить свое место.
  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. С большей готовностью я откликнусь на ваши инициативы.
  • Не будьте непоследоватльными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться оставить последнее слово за собой в каждом случае.
  • Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.
  • Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только для того, чтобы просто расстроить вас. Другими словами, я пытаюсь достигать таким способом еще больших «побед».
  • Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь, став «плаксой» и «нытиком».
  • Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  • Не позволяйте моим «дурным привычкам» привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновляет меня на продолжения их.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз.
  • Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится минимальным. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позже.
  • Не пытайтесь читать мне наставление и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, «что такое хорошо и что такое плохо».
  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки – смертельный грех. Я должен научиться чувствовать делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  • Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
  • Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
  • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  • Не защищайте меня от моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.
  • Не проецируйте и не перекладывайте ваши проблемы на меня: у меня своих невпроворот.
  • Не требуйте от меня большего, чем я могу. Иначе я начинаю ощущать, что ваша любовь зависит всецело от моих достижений: если получил хорошую отметку, то мы тебя любим, если плохую – отвергаем. Не торгуйте святым чувством.
  • Давайте мне простор для выбора, создавайте условия для того, чтобы я имел свободу выбора и выбирал самостоятельно.
  • Не делайте меня ответственным за все: я отвечаю лишь за свои поступки. В конце концов, любите меня таким, каков я есть. Я отвечаю вам тем же

Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?
  1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
  2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
  3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
  4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
  5. Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
  6. Пусть ваш ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
  8. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
  9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если школа станет частью вашей жизни. В школе ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веры в себя.
    (Учительская газета. 1988. 23 февраля)

Развивайте детей.
  1. Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.
  2. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
  3. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.
  4. Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения.
  5. Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания.
  6. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, таким какой он есть, а не за его успехи и достижения.
  7. Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.
  8. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
  9. Помогайте ему улучшать результаты своей работы.
  10. Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.
  11. Помогайте ребенку общаться с ровесниками из разных культурных слоев.
  12. Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.
  13. Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
  14. Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.
  15. Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.
  16. Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
  17. Приучайте ребенка к регулярному чтению с малых лет.
  18. Со вниманием относитесь к его потребностям.
  19. Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.
  20. Не дразните ребенка за ошибки.
  21. Хвалите за любые успехи.
  22. Учите его общаться со взрослыми любого возраста.
  23. Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.
  24. Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом — это стимулирует его воображение.
  25. Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их.
  26. Хвалите ребенка за конкретные поступки и успехи и делайте это искренне.
  27. Не ограничивайте темы, обсуждаемые ребенком.
  28. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них.
  29. Помогайте ребенку стать личностью.
  30. Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.
  31. Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
  32. Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним.
  33. Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.
  34. Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате. Дайте ребенку такую возможность.
  35. Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируйте процесс развития.

Советы психолога

Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь. Как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, другой третьему, и это — необратимый закон благодарности.
Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
Не унижай!
Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми.
Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.
Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни, что для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.
Ребёнок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в ней творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.
Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
Люби своего ребёнка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который пока с тобой.