353682, Ейск, ул. Романа 275 Телефон: +7 (86132) 4-69-10 Электронная почта: shkola8kor@yandex.ru
Буклет для родителей. Суицид
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Словесные признаки
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
- Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.
- Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.
- Много шутить на тему самоубийства.
- Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки
- Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
- Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
-в еде — есть слишком мало или слишком много;
-во сне — спать слишком мало или слишком много;
-во внешнем виде — стать неряшливым;
-в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; -находиться в подавленном настроении;
-замкнуться от семьи и друзей;
-быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; -ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния. - Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:
- Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
- Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);
- Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.
- Предпринимал раньше попытки суицида.
- Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
- Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
- Слишком критически настроен по отношению к себе.
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.
- Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
- Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
- Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
- Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
- Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.
• Рождение вашего ребёнка было желанным?
• Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
• Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
• Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
• Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
• Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
• Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
• Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
• Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
• Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
• Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
• Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
• Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
• Вы первым идёте на примирение, разговор?
• Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?
Если на все вопросы вы ответили «ДА», значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство «НЕТ», то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!