Адаптация к школе 1-5класс

Помощь первокласснику в период адаптации к школе.

СОВЕТ ПЕРВЫЙ
Самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание. Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.

СОВЕТ ВТОРОЙ
Ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно.

СОВЕТ ТРЕТИЙ
Помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно. Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям.

СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ
Помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни. Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка. Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и тоже время.

СОВЕТ ПЯТЫЙ
Мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка. Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка. Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его школьные успехи. И помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка. Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными.


За парту вместе с первоклассником или Школьная адаптация

Первые месяцы пролетят почти незаметно. Ребенок с удовольствием ходит в школу, рассказывает о своих успехах. Но, к сожалению, иногда бывает и так: столкнувшись с трудностями, ребенок теряет интерес к
учебе, быстро устает, становится раздражительным… Чтобы избежать этого, родителям необходимо поддержать первоклассника

Представьте, что Вам – взрослому человеку – с определенного дня нужно изменить весь уклад жизни, режим дня, отказаться от многих привычек, попасть в новую незнакомую среду, где каждый день мелькают сотни незнакомых лиц. Вас еще не знают и не ценят, но уже дают много указаний, которые необходимо выполнять с каждым днем все лучше и лучше… Такая перспектива испугает любого. И Вашему маленькому первокласснику сейчас тоже нелегко. Из привычного мира семьи или детского сада он попадает в совершенно иные условия, где вместо беззаботных и веселых игр – уроки, на которых нужно трудиться.

Первые 2-3 месяца – самые важные. Помогите ребенку адаптироваться к школе. Постарайтесь уделять ему как можно больше времени. Важно понять его настроение и уметь сопереживать. Не предъявляйте к нему непосильных требований и не ожидайте от него полной самостоятельности. Не стремитесь во что бы то ни стало настаивать на своем, если ребенок вдруг закапризничает. В это же время не стоит потакать детским слабостям и чрезмерно опекать ребенка. Если первоклассник не просит о помощи, не вмешивайтесь в дело, которым он занят.

Если Вы заметили, что учеба у Вашего ребенка не заладилась, и он ходит в школу из-под палки, не торопитесь ругать первоклассника. Не давите на него. Иначе у ребенка с первых дней выработается стойкое отвращение к учебе. Постарайтесь выяснить, в чем причина, и помогите ему справиться с
трудностями. С Вашей помощью он обретет уверенность в себе и будет с удовольствием ходить в школу.

В семилетнем возрасте начинает формироваться самооценка ребенка. И родители в этом процессе играют едва ли не первостепенную роль. Постарайтесь не сравнивать своего сына или дочку с одноклассниками. Не забывайте, что у разных детей свои способности и неодинаковый темперамент. Сравнивайте ребенка только с ним самим, ставьте его нынешние успехи рядом с прошлым опытом. Хвалите его как можно чаще, отмечая даже самые незначительные, с Вашей точки зрения, достижения. При этом и на успехи, и на неудачи ребенка старайтесь реагировать сдержанно, ровно, но обязательно доброжелательно. Встречая малыша из школы, в первую очередь спрашивайте его о том, что нового он узнал на уроках, с кем играл на перемене, как прошел день и только потом поинтересуйтесь его оценками.

Чтобы у первоклассника было больше поводов гордиться собой, выдели в доме место, где он мог бы, например, развесить рисунки и поставить сделанные на уроках труда поделки. Но самое главное – принимать ребенка таким как он есть, любить его не за то, что он умный, способный, а просто таким какой он есть.


Рекомендации для родителей пятиклассников.

  1. Старайтесь эмоционально поддерживать своего ребенка. Не говорите ему: «Другие дети могут, а ты — неспособный». Скажите ему, что у него получается неплохо, хотя есть и отдельные недостатки. Покажите ему, что Вы «с ним вместе».
  2. Воодушевите ребёнка ежедневно рассказывать дома о своих школьных делах. Обязательно спрашивайте его об одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
  3. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях со сверстниками. Посещайте школу не реже, чем раз в два месяца.
  4. Если между вами и учителями возникают разногласия, старайтесь мирно разрешить их, чтобы не ставить в неловкое положение вашего ребёнка.
  5. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые классным руководителем и родительским комитетом.
  6. Помогайте ребёнку выполнять домашнее задание. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям, но не делайте их сами. Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
  7. Помните, ребенок имеет право на ошибку. Не связывайте оценки за успеваемость со своей системой наказания и поощрения. Если ребёнок успешен в учёбе, проявляйте больше радости.
  8. Юмор имеет важное значение для познавательного развития ребёнка этого возраста. Взрослые должны терпимо относиться к детским шуткам и правильно использовать юмор в своих целях.
  9. Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме, это поможет ребёнку более эффективно решать проблемы в школе.

Советы родителям пятиклассников

Мамы и папы, пока не поздно, постарайтесь не потерять связь с вашим ребенком, отнеситесь серьезно к родному ребенку и к себе. Конечно, за ручку водить его недопустимо. Но идти плечо к плечу по пути взросления — лучший способ сохранить семью как сплоченную команду и помочь ребенку чувствовать себя уверенно в любых ситуациях. Давайте начнем в пятом классе! Совместный семейный досуг, разумный баланс между свободой личности и родительским «нельзя», а также контроль, контроль, контроль.

Примитивный и самый доступный вид контроля — посещение школы. Как только родители начинают халатно относиться к собраниям, не находят времени подойти то к одному, то к другому предметнику и поинтересоваться успехами или неудачами ребенка, то он также халатно начинает относиться к школьным обязанностям. Увы, есть прямая зависимость: что не интересно семье, то не значимо для ребенка. К тому же, мама с папой — это адвокаты: кто еще может отстоять права мальчика или девочки, защитить от несправедливости. В конце концов, помочь выбрать правильное решение.

Познакомьтесь со всеми учителями-предметниками, поддерживайте с ними контакт, ВСЕГДА ходите на собрания. Родительское собрание — это не для «классухи»! Это для мам и пап, неравнодушных к судьбе своих Пети или Маши. Оно предполагает не только обсуждение хозяйственных нужд и
финансовых вопросов, скорее наоборот — это последнее, о чем должна вестись речь на собрании. В обязанности классного руководителя входит психологическое просвещение родителей, анкетирование учащихся с целью отслеживания эмоционального состояния детей, выявления проблем различного характера. Учитель может помочь советом в воспитании, даже в решении семейных проблем.

Чем сильнее родители любят ребенка, а не свои амбиции, тем интересней им информация педагога, тем легче принимают они советы, осознают их разумность. К сожалению, на собраниях бывают случаи, когда чей-либо папа или мама, не желая мириться с реальностью, не совпадающей с их мировоззрением, ведут себя вызывающе, бестактно, не хотят «слушать эту чушь». При вашем молчаливом согласии, наши вдумчивые родители, они начнут доминировать над классным руководителем. И многие проблемы и беды, которые можно было бы решить, посыплются как из рога изобилия.

Еще один совет: не ждите чудес от школы. Состояние сегодняшнего образования, увы, далеко от идеального, а нагрузки на преподавателя таковы, что под вечер он валится с ног, отработав полторы-две ставки в школе. Помогите учителю в организации внеклассных мероприятий, создайте
действующий родительский комитет, который не только деньги собирает, но ведет воспитательную работу, общается с предметниками, и ваш ребенок получит от средней школы максимум знаний и минимум отрицательных эмоций. И чем старше будет становиться Ваш ребенок, тем внимательнее
следует относиться к его школьным делам. Начало всему — в пятом классе.

Классному руководителю необходимо сообщать о любых, особенно неприятных, изменениях в семье. Это поможет предотвратить нервные срывы, конфликты с педагогами и товарищами. Также состояние здоровья вашего ребенка, чтобы предотвратить возможные неприятности или недоразумения.
«Ребенок переходит на самоконтроль».

Конечно, в идеале он уже с пятого класса должен самостоятельно выполнять
домашние задания. Если родители сидят рядом с 11-12-13-летними детьми,
то во взрослой жизни те вряд ли сумеют постоять за себя. Но есть и другой
перегиб. К сожалению, некоторые родители совсем перестают
контролировать детей. Очень часто интерес к школьным проблемам
заканчивается на диалоге: -Как дела в школе? — мама. — — -Все хорошо, — ребенок.

К концу четверти подобное «хорошо» оборачивается двойками по предметам.
Так как же быть с домашними заданиями? Педагоги советуют: регулярно (в зависимости от того, насколько ответственен ребенок) просматривайте дневник и рабочие тетради своего чада. Кому-то в пятом классе достаточно уже раза в неделю, кому-то и в девятом классе придется уделять внимание ежедневно. Своими глазами все увидите, оцените. Естественно, как взрослые вы понимаете, что ситуации «нам не задавали» каждый день не бывает, что это ваше чадо старается освободить себя от лишних — таких бесполезных — хлопот. Напоследок еще одна азбучная истина: помочь ребенку адаптироваться в
средней школе и пережить все кризисы подросткового роста может любовь.
Ребенок, которого любят, никогда не уйдет из дома, не совершит суицид, не попадет в психологический тупик. Любите своего ребенка открыто, а не в глубине души, старайтесь давать ему ощущение стабильности в семье, постоянно разговаривайте с детьми, не доверяйтесь разовым вливаниям. А если у вас появятся вопросы, проблемы, идите за советом к учителям, привлекайте психологов. С большой работой или проблемой легче
справиться всем миром, тем более что ставка уж очень высока — жизнь и
счастье ваших детей!