Как определить, есть ли у ребёнка дисграфические ошибки?

Для определения специфических (дисграфических) ошибок ниже приведена классификация:

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слуховосприятия:

  • пропуски гласных букв; всят-висят, комнта-комната, урожй-урожай;
  • пропуски согласных букв: комата-комната, вей-всей;
  • пропуски слогов и частей слова: стрки-стрелки;
  • замена гласных: пище-пищу, сесен-сосен, люгкий-легкий;
  • замена согласных: тва-два, роча-роща, урошай-урожай, боказываедпоказывает;
  • перестановки букв и слогов: онко-окно;
  • недописывание букв и слогов: чере-через, на ветка-на ветках, диктандиктант;
  • наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, снегснег, диктанат-диктант;
  • искажение слова: мальни-маленький, чайщик-чащи;
  • слитное написание слов и их произвольное деление: два-два, бойчасовбой часов, в ся-вся;
  • неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
  • нарушение смягчения согласных: болшой-большой, толко-только, умчалис-умчались, мач-мяч.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексикограмматической стороны речи:

  • нарушения согласования слов: с еловый ветки-с еловой ветки, появилось трава-появилась трава, огромная бабочки-огромные бабочки;
  • нарушения управления: вветка — с ветки; умчались к чащу — умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле;
  • замена слов по звуковому сходству;
  • слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще-в роще, настене-на стене, на бухли-набухли;
  • пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

  • замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
  • замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
  • замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
  • зеркальное написание букв: с, э, ю;
  • пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Если вы заметили у своего ребёнка такие ошибки, срочно обратитесь
за консультацией к школьному логопеду! Такие нарушения лучше
поддаются исправлению на ранних этапах обучения в начальной
школе (2-3 классы). Не упускайте драгоценное время!

Желаем успехов!